20.05.2024

Гран-при СССР: Как «Москвич» боролся с «Феррари» в мечтах Брежнева

0

Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть

В центре внимания Сергей Чиков

Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть

Почему Формула-1 не приняла СССР?

В середине XX века гонки на автомобилях приобрели огромную популярность во всем мире, и «Формула-1» стала ведущим видом автоспорта. В то время Советский Союз не участвовал в этих гонках.

Причины такого решения были несколько. Страна была закрытой и не поддерживала активное участие своих спортсменов за рубежом. Также партийные лидеры опасались того, что западные страны могли бы украсть советские технологии через участие в «Формуле-1».

Еще одной причиной была идеологическая несовместимость. «Формула-1» больше о гламуре и роскоши, что противоречило советским ценностям. Очевидно, развитие этого вида спорта в СССР было маловероятным.

Кроме всего прочего, автоспорту не хватало популярности в стране. Народу больше нравились обычные автомобили, и гонки на дорогих болидах не вызывали такого интереса как другие виды спорта, например, хоккей, футбол или баскетбол.

Наша собственная «Формула»

Несмотря на отсутствие интереса к «Формуле-1», в СССР проводились гонки на автомобилях, подобных формульным болидам. Существовали «Формула-5» и «Свободная формула», которые, однако, не достигали мирового уровня. Гонки развивались до 200 км/ч, в то время как за рубежом уже разгонялись до 300 км/ч.

Благодаря доминированию команды АЗЛК (Москвич) другие классы гонок были ликвидированы, и была создана «Формула-3». Главным чемпионатом считалась «Формула-4», чаще всего для тестирования новых идей и молодых талантов. Интересно, что автомобили для гонок конструировались скорее энтузиастами, чем компаниями.

Несмотря на нестабильность этого вида спорта, в СССР были исключительные личности, такие как Юрий Теренецкий, победитель чемпионатов 1972 и 1976 годов. Он был единственным советским гонщиком, который участвовал в международных гонках. После завершения карьеры он стал разработчиком и создал легкий автомобиль для гонок.

Олимпиада и автоспорт

После успешной организации Олимпийских игр 1980 года, многие иностранцы увидели потенциал для проведения спортивных мероприятий в Советском Союзе. Один из этих людей был Берни Экклстоун, глава «Формулы-1», который пытался запустить гран-при в Москве.

Экклстоун нашел союзников в лице Леонида Афанасьева, главы ФАС СССР, и предложил провести гонку в Москве. Он отправил письмо Леониду Брежневу, но идея не была одобрена из-за отсутствия советских гонщиков. Смерть Брежнева и Афанасьева остановила их планы.

Хотя переговоры проводились, но безуспешно, идею перенести гонку в Эстонию также отклонили.

Последняя попытка

Берни Экклстоун не смог привезти «Формулу-1» в СССР, но не сдавался. Он предложил провести гонку в Эстонской ССР, но и этот план был отвергнут.

На фотографиях: РИА НовостиИсточник: Советский спорт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *